Практика

На большой воде: в поисках мечты. Анастасия Афанасьева

Рыбалка в завоз на большом водохранилище – отдельный жанр, который увлек меня сразу же, с первой пробы. Острая интрига и чарующая неизвестность – вот то, что в этом виде ловли задевает подлинно и глубоко. Сидя на берегу водного зеркала площадью 300 или 500 гектаров, можно бесконечно гадать о том, какие монстры могут прятаться там. Многие водохранилища строились еще в 60-е годы, а значит, выжившая крупная рыба, которая редко попадается в сети и которой есть, где спрятаться, может достичь там действительно внушительных размеров.

Предисловие: дикое водохранилище

Еще с конца прошлого сезона я загорелась идеей рыбалки на одном из таких водохранилищ в Харьковской области. Его протяженность около 10 км, а ширина местами достигает 800 м. Увы, почти целый берег застроен дачами, полностью перекрывшими подъезды к воде. Противоположный дикий берег слишком обрывистый и малопосещаемый, так что там возникали серьезные проблемы с подъездом. Только на поиск места на берегу в прошлом году у нас ушли полные выходные. Потом – разведка с эхолотом и короткая пробная рыбалка «с нулем». Дальше – сентябрь, выезд на соревнования, которыми для меня, в силу непредвиденных обстоятельств, и закончился сезон. Наступили холода… и всё. Водохранилище так и осталось мечтой.

В этом году я с нетерпением ждала окончания нерестового запрета, чтобы вернуться в это место.

Наконец, долгожданный день настал. Было собрано много информации о водоеме, о местах, где раньше попадался крупный карп, о том, как подходить к этой ловле.

Мы решили ехать на трехсуточную рыбалку с пятницы по понедельник, с 17 по 20 июня, но предварительно в течение нескольких дней прикармливать выбранную зону ловли. В понедельник мы выехали на водоем с лодкой и эхолотом, планируя найти нашу будущую точку.

Водоем огромен, с потрясающей природой, пышущий жизнью. Воды значительно прибавилось и многие прошлогодние «прогалы» оказались затоплены. Стены камыша, громадные старые деревья на берегу, свежая трава и водное зеркало, которое нельзя охватить взглядом одномоментно.

Мы вышли на воду и стали следить за показаниями эхолота. Скоро мы нашли первый «маркер», обозначающий расположение браконьерской (точнее, «арендаторской») сети. Маркер стоял в области интересного изменения рельефа. Мы двигались дальше в вершину, и на «столе», вблизи русла, обнаружили еще одну сеть, которая перегораживала водоем поперек. Дальше – снова интересный рельеф, и снова сеть. Это оказалось закономерностью: на всех перспективных участках располагались сети. Мы продолжали плыть. Вершина оказалась «чистой», сетей там не было, но и «интересностей» там оказалось не так много. Доплыв почти до конца водоема и обнаружив, что к этому участку мы никак не подъедем, мы развернулись назад.

На обратном пути дорогу нам перегородил катер с охраной. Заметим, водохранилище государственное и представляет собой стратегический запас воды Харьковской области. Охранник «попросил» нас поплыть куда подальше, поскольку тут (он делает широкий жест) и говорит: «Везде стоят наши сети… И в вершине сейчас поставим. Ловите у бережка. У нас запрет на лодки». На наше несмелое замечание о том, что мы ищем место для спортивной ловли карпа, нам ответили, что «карпа здесь нет». Разумеется, есть, но стало понятно, что ловить нам его не дадут.

«Везде стоят наши сети… И в вершине сейчас поставим. Ловите у «бережка». У нас запрет на лодки.»

В дороге домой мы увидели, что все водохранилище пестрит буйками, обозначающими расположение сетей. Большая часть зеркала была перегорожена вдоль и поперек.

Нужно было срочно менять планы. До выезда на рыбалку оставалось всего несколько дней.

Вот так неожиданно возникла идея поездки на Каменку. В срочном порядке был собран подходящий готовый корм (крупный пеллетс и крупные пылящие бойлы), сварена кукуруза. Поскольку я знала о наличии большого количества водорослей, были подкорректированы оснастки и монтажи – тяжелые «Элеваторы», лидкор без сердечника для применения с оригинальной безопасной клипсой, гарантирующей сброс и освобождение карпа в случае обрыва – и мы готовы.

Каменское водохранилище

В пятницу мы уже были в дороге на Каменское водохранилище. Поездка вселяла надежду и радостное волнение. В прошлом году на двух рыбалках там я поставила два новых личных рекорда: в первый раз – чешуйчатый карп 16.200, во второй – голый карп 17.960.

Каменка действительно интригует меня. Я искренне верю, что там живет очень крупная и еще не ловленная рыба, которую нужно найти и подобрать к ней ключик. Пытаться поймать этих мифических монстров там имеет смысл, ловя в завоз, поскольку большинство перспективных участков и мест находятся за пределами даже самого дальнего заброса.

kamenka-4

Ночь на Каменском водохранилище

На водоем мы прибыли уже около 7 часов вечера, и скорее направились в сектор.

Да, я знала о том, что на Каменке есть водоросли. Но я представить не могла их количества! Сказать, что я была удивлена, будет недостаточно. Водоросли выдавались вперед от береговой линии на дистанцию около 40 метров, местами дальше. Они росли вдоль всех берегов, где-то выступая дальше, где-то – ближе. Их заросли были настолько густыми, что сразу стало ясно: рыбу сквозь них выводить у нас не получится. Вываживать нужно будет только с лодки. А такого опыта еще не было… Значит, будем учиться.

kamenka-8

Мне хотелось успеть найти и обозначить атропами точки ловли до наступления темноты. Максимально оперативно собрала лодку и эхолот, быстро захватила несколько H-блоков и отправилась исследовать водоем.

Этот сектор был мне знаком по прошлогодним соревнованиям. Однако из-за водорослей многое изменилось. Густая трава продолжалась и дальше, за видимой своей границей. Ее стебли достигали 2 м в высоту. Местами дно было устлано ковром других водорослей, названия которых я не знаю: это густые зеленые тонкие нити, чем-то напоминающие мох.

Такое обилие растительности делало невозможной ловлю в мелкой части нашего сектора. Трава полностью исчезала на глубине около 3 м, на 2,5 м она становилась чуть реже. Временами находились чистые участки и в более мелких местах. Но там, где глубина была менее 2 м, дно практически полностью было укрыто водорослями.

kamenka-9

Сквозь густые водоросли было сложно даже плыть на лодке

Поплавав около часа, я обозначила четыре точки, на трех из которых собиралась ловить, а четвертую – только кормить, чтобы ловить там позже, со вторых суток.

До наступления темноты успела поставить атропы. Прикормила точки и завезла удилища уже в час ночи, после установки лагеря.

В качестве прикормки использовала пеллетс Brain Halibut и Red Halibut в диаметре от 20 до 28 мм, пылящие бойлы Brain Sweet Corn и Pineapple.

kamenka-13

Пеллетс Brain Halibut

kamenka-14

Бойлы Brain Sweet Corn 24 мм – пылящие

Точку на русле также прикармливала сваренной накануне кукурузой в сочетании с бойлами и пеллетсом.

Пеллетс и бойлы заливала ликвидом Salmon Oil от Brain.

kamenka-15

Жирный рыбный ликвид Scottish Salmon Oil

Сил ушло много, сон после долгой дороги и движения был беспробудным.

kamenka-5

Луна очень ярко освещала берег

Сигнализаторы молчали всю ночь, утро, день. Часов 15 спустя после нескольких перезавозов в те же точки меня стали одолевать сомнения. Да и охранник, подошедший побеседовать, ничего утешительного не сообщил: по всему водоему ни одного крупного карпа не поймали в течение последних нескольких дней. Соседи наши за сутки также не услышали ни одной поклевки.

Время приобрело размеренное и однообразное течение, от рассвета до заката. Сменялось освещение, температура воздуха, птицы летали из стороны в сторону, как по расписанию, выходили пастись коровы. Снова днем меня сморил усталый сон. Ничего не происходило.

Внезапно наступившая жара делала пребывание на берегу, где нет ни единого деревца, сложным. Время замедлилось, жара обволакивала со всех сторон плотным коконом. На водоеме дул не слишком сильный ветер, и водную гладь ни разу не потревожил всплеск рыбы. Даже толстолобик, который в прошлом году был очень активен и ночью неожиданно мог выпрыгнуть перед лодкой, никак не проявлял себя.

kamenka-11

Удилища подняты вверх, чтобы провести леску над зарослями

Задранные вверх удилища (для того, чтобы леска шла как можно дальше над водорослями) периодически качались из стороны в сторону от ветра, но сигнализаторы не издавали ни звука.

За целый день мы не увидели ни одного всплеска карпа. Я сменила одну из точек, найдя интересное место в более мелкой части водоема на границе с травой. Снова проплыла свой сектор с эхолотом в поисках новых мест.

Было много волнений и сомнений по поводу индикации поклевки в таких условиях в целом. Могла ли нерешительная поклевка правильно отобразиться, если леска все же проходила сквозь плотные водоросли? Ответа на этот вопрос не было.

Знала точно я одно: мои оснастки расположены в участке, полностью чистом от травы, поэтому презентация должна быть правильной.

kamenka-16

Микс из пылящих бойлов, пеллетса Halibut и Red Halibut, залитый ликвидом Scottish Salmon Oil

Продолжала немного докармливать три точки пеллетсом и бойлами, и одну (русловую) – кукурузой, пеллетсом и бойлами.

Я ушла от донной презентации и использовала нейтральный снеговик из донного бойла и поп-апа.

Помня, что на этом водоеме была активна мелкая рыба, в начале с насадками не мельчила и боялась применять пылящие бойлы. Потом, когда стало ясно, что нас не беспокоит вообще никакая рыба, стала смело использовать «пылики» (те же, которыми кормила – Brain Sweet Corn&Pineapple), мини поп-апы того же производителя (Sweet Corn, St Plum, Hot Pot) как самостоятельно, так и в комбинации с донным вареным бойлом Nutric, который в прошлом году у меня хорошо работал на этом водоеме. Пробовала также ловлю на пеллетс, на кукурузу с подсадкой силикона и без, на тигровый орех, на мелкий 14 мм «Richworth», – все без толку.

kamenka-17

Рабочее место

Вечером решила, что, если результата не будет, завтра буду пробовать «зиг-риг», который почему-то терпеть не могу. При этом как вываживать рыбу на зиг-риге – было еще более непонятно, чем как это сделать без него.

Чай на ночь – и снова в спальный мешок.

kamenka-6

Чайник – очень важный атрибут рыболова-карпятника :)

Утром проснулась от шума падающих капель дождя. Сон как рукой сняло: дождь на Каменке – не самая лучшая вещь. Берег превращается в месиво. Черная грязь окрашивает кожу и потом отмывается не с первого раза.

На шатре обнаружилась новорожденная стрекоза.

kamenka-7

Стрекоза вылупилась из хитинового кокона на стенке шатра

Силы природы смилостивились, и дождь оказался недолгим и слабым, никак не повлиял на комфорт – но зато, похоже, повлиял на водоем.

Стоял штиль. Но то тут, то там были слышны всплески мелкой рыбешки. Вдоль границы с травой стал активно гулять толстолобик, периодически выворачиваясь из воды. Типичных карповых всплесков слышно не было, но – хотя бы что-то.

В 8 утра – одиночный пик. Потом еще один. И еще один. Наконец-то! Помню, что в прошлом году так нерешительно могли клевать крупные «задесятки» зеркалки или мелкие карпики. Подсекаю – и чувствую пустоту. Увы.

Долго выматываю, дохожу до травы. Дальше – сеанс физкультуры. Выматывание оснастки сквозь густые водоросли было сложным. На берегу в результате оказывался большой шар водорослей размером с футбольный мяч, приличного веса. Несмотря на использование грузил типа «Элеватор», которые меньше застревают в траве…

Как же я удивилась, когда рассмотрела в этом пучке серебристую плотву!

kamenka

Наверное, в первый раз в жизни я так радовалась плотве, пойманной на бойл с дистанции около 170 м. Почему? Потому что это означало, что, во-первых, происходит индикация даже нежных поклевок. И во-вторых – наша оснастка презентована правильно.

Отпустив рыбку, я продолжила наблюдать за водоемом. Продолжалась активность толстолобиков, над водой летали птицы.

Вдруг – мое удилище резко дергается на род-поде вниз, делая большой кивок, едва не свалившись с сигнализатора. Да, это карп! Кому еще хватит сил на таком расстоянии сдвинуть удилище с подставки? С надеждой подбегаю к род-поду – тишина. Продолжения не случилось. Незасечка… Срабатывает точка на рельефе, презентация – нейтральный снеговик.

Весь последующий день прошел в тишине. Я снова плавала на лодке, изучала мелководье, гоняла стайки толстолобиков и веселилась тому, как резко они разбегаются перед плывущей лодкой. В поляризационных очках их стайки можно было рассмотреть очень подробно.

Пришлось таки пробовать зиг-риг, несмотря на отсутствие прикормки. Перемололи в круше кукурузу, добавили запас стик-микса – и получили некое подобие супа. Ловила с пенкой и плавающими шариками от Prologic. Никто не заинтересовался этим предложением.

kamenka-12

Максимально утяжеленный свингер для натяжения лески и индикации поклевки при ловле на большой дистанции

Охрана снова принесла нехорошие вести: по всему водоему активности карпа нет, крупной рыбы не ловили вообще.

Версии по поводу ситуации высказывались разные. Это и резкая жара, и нерест, который в этом году начался поздно из-за холодной весны, и то, что весь карп стоит в густой траве, и так далее.

Днем мы устроили импровизированный душ и баню в зарослях сорняков. Я рассказала Ане, что раньше это всегда хорошо действовало на карпов, в том числе на Каменке. Стоит принять душ – происходит поклевка, сводящая эффект душа на нет. Такой же результат вызывает процесс приготовления пищи.

Что мы и сделали:  стали готовить обед.

Это был двойной удар с нашей стороны. И душ, и приготовление еды. Карп не выдержал.

Паровоз!

Настоящий, неожиданный, без подготовки. Макароны остались киснуть в воде, пока мы управлялись с лодкой.

Заранее продумали последовательность: я подсекаю, потом мы садимся в лодку, Аня берет удочку и держит леску в натяжении, я гребу сквозь водоросли. После границы травы она передает удочку мне и берет подсак.

Все примерно так и вышло. Но адреналина было столько, будто мы ловим нашего первого карпа. Сетка подсака запуталась в траве, резко выдернули его, вбросили в лодку, испачкавшись окончательно. Одно из весел вдруг застряло в траве. Было видно, что карп направляется в заросли на боковом берегу.

Все сошлось в одном моменте. Момент вываживания, когда нет больше ничего: только ты – и карп, и вода.

Мы прошли береговые водоросли, вышли на чистый участок, я взяла у Ани удилище, и начала вываживание. Мы довольно быстро перемещались к рыбе. Она уходила влево, вправо, один раз развернула лодку. Но вскоре у поверхности воды появилась золотистая чешуя. Да, это каменский чешуйчатый боец. В подсак он зашел со второго раза, после первой неудачной попытки сделав опасный рывок в сторону зарослей. Но во второй раз ему уйти не удалось, и с карпом в подсаке мы отправились на берег.

kamenka-3

Каменский карп

Обычная «десятка», но сколько эмоций! Взяли мы его с точки, которую кормили пеллетсом и пылящими бойлами.

Работала изначально выбранная точка вблизи интересных особенностей рельефа, которую мы регулярно докармливали на протяжении рыбалки.

До отъезда домой мы больше не увидели поклевок, но и этой было достаточно. По всему водоему наш карп оказался единственной крупной рыбой, пойманной в течение нескольких суток.

Почему рыба была настолько неактивной, остается загадкой. Действительно, в некоторых местах с резким потеплением карп пошел на повторный нерест. В наших широтах была очень странная и затяжная весна, с резкими похолоданиями. Июнь – дождливый и холодный. Еще неделю назад температура ночью опускалась до 5-6 градусов. Нерест карпа начался весной с первым потеплением, затем резко прекратился.

Другая причина – резкое, в один день, наступление жары до 32 градусов днем после долгих дождей и холода.

Наиболее вероятной теперь кажется версия позднего нереста.

Несмотря на отсутствие активного клева, эта рыбалка оказалась очень интересной, поскольку позволила приобрести новый опыт ловли в густых водорослях.

В таких условиях оказалось важным:

1.Высоко поднятые удилища, чтобы располагать леску максимально над водорослями.

2.Малорастяжимая леска с высокой разрывной нагрузкой или шнур.

3.Оснастка, настроенная на сброс грузила. У меня она была собрана с безопасной клипсой Prologic total safety lead clip с металлической ножкой. Клипса особенная и заслуживает отдельного разговора, но это уже другая история.

kamenka-18

Монтаж

4. Тяжелое 150 г грузило формы типа Elevator или подобное, чтобы, с одной стороны, облегчить прохождение оснастки сквозь траву, а с другой – прочно удерживать оснастку на дне после завоза на большую дистанцию.

5. Внимательное изучение дна с обозначением чистых от водорослей участков.

6.Вываживание с лодки.

7. Не терять терпения и надежды :)

Всем звенящих лесок! И не переставать мечтать: потому что именно мечты, возможно даже несбыточные – это стимул для новых поисков и движения вперед.

Анастасия Афанасьева специально для carpfishing-media.com

Использование материалов сайта только с сохранением активной ссылки на источник