Интервью

Рыбалка – как преферанс. Интервью с Александром Кубаем

Информативные семинары и обучающие видео этого человека стали своеобразным «окном в мир карповой ловли» для многих начинающих. На вопросы редакции отвечает Александр Кубай.

Алексей Гордеев.
Многие знают вас как рыболова, производителя карпового питания и  наставника. Но мало кому известно, кто вы по профессии. Откуда вы пришли  в  мир  карповой  ловли?

Александр Кубай. Где-то примерно с 10-летнего возраста мой отец начал брать меня на рыбалки. Мы выезжали на двое-трое суток, ловили спутниками, макушатниками, на то время это были вполне продвинутые снасти. Тогда мне нравился не сам процесс рыбалки, а нахождение на водоеме рядом с отцом. Став чуть-чуть постарше, я уже начал самостоятельно ловить на поплавочную удочку, лет в 17-18 в одиночку выплывал на лодке, особенно мне нравилось выбирать места возле  коряг. В общем,  отсюда я пришел в рыбалку. Попутно, занимался спортом, была и классическая борьба, и легкая атлетика, был баскетбол, но вид спорта, которому уделял больше  всего  времени, был волейбол. В  1986 году  поступил в Донецкий физкультурный, в этом же году меня забрали в армию, в 1988 году я демобилизовался, восстановился и закончил обучение. После получения диплома, в котором было написано, что я мог быть преподавателем физической культуры в школе, а также тренером и спортивным инструктором, по распределению попал в сельскую школу, где и работал учителем. После уроков, потому что была перестройка, денег на жизнь катастрофически не хватало, вел дополнительные занятия, секции, всевозможные спортивные кружки. Все-таки, как говорится, холодильник победил, и мне пришлось выбирать между любимой работой и выживанием. В итоге из школы я ушел в коммерцию, куда пригласили старые знакомые. Через время, когда в жизни начало кое-как кое-что налаживаться, я опять вернулся к рыбалке. Ловил  на поплавочную оснастку  с лодки или берега. В 2004 году я впервые увидел, что такое карпфишинг. Этот метод мне показали два карпятника из Макеевки, когда пригласили на день рыбака. Как обычно, я начал раскладывать свои примитивные оснастки, пружины, какую-то смесь и червей, когда я увидел, как знакомые раскладывают карповое оборудование. Для меня это  стало  прозрением, я понял, что можно ловить иначе. На той рыбалке я практически ничего не поймал, а мои товарищи завели в  подсак небольшого амура и  мелкого карпа в размере примерно полтора килограмма каждый хвост. Для меня это был сумасшедший улов, оказывается, можно очень далеко бросать и можно спокойно ловить,  как мне на тот момент казалось, очень крупную рыбу! И вот по приезду с рыбалки у меня в голове все перевернулось, я сразу же как и все  сделал свою первую ошибку. Поехал в магазин и выбрал очень дешевые снасти, дешевые удилища, дешевые крючки. Есть, конечно, в недорогих бюджетных версиях достойные модели, но на то время у меня не было понятия, что из них достойное, что не очень. В  итоге я себе, не буду называть производителя, купил первые удочки, первые катушки, первый сигнализатор и поехал на свою первую карповою рыбалку. Как сейчас я помню, в  магазине был Richworth pop-up шоколад, и нешевский дип клубника. У меня имелось небольшое количество пеллетса от Richworth, и то, что я увидел у первых карпятников, это – пакет ПВА. Я запомнил, как они засыпают туда пеллетс, заливают жидкостью и цепляют поп-ап. По этому же принципу я сделал свою первую оснастку и на этой рыбалке я поймал три рыбы. Самая первая рыба, осознанно пойманная  в карпфишинге, была, как ни странно, крупной – 12 килограммов, когда я ее вытащил на берег, то просто не поверил своим глазам, я даже не догадывался,  что вообще такая рыба может быть в  природе. Вторая рыба клюнула на 6, третья была на 10. Вот таким был первый улов, он полностью перевернул все мое понятие о рыбалке. И тогда я подумал, что, наверное, уже все умею и поехал на свои первые соревнования. Я такую большую  рыбу уже поймал, значит я уже профи! И примерно сезон, полтора, два у меня ничего не получалось. Я видел, как ловят другие, а сам не ловил, потому что не было опыта и знаний. То есть я пытался ловить по той же схеме, по которой у меня получилось в первый раз. Итог был очевиден, результатов не было, и через два сезона встал вопрос так: или продолжать, но, продолжать уже на более качественном корме, или все бросать и уйти опять в любительскую рыбалку. Мне как человеку, пришедшему из спорта опять же в спорт, проигрывать не хотелось. Стояла задача, не то чтобы выиграть, а хотя бы очень достойно выступить. Поэтому я занялся перелопачиванием всевозможной литературы и Интернет-источников. Тогда для меня очень многое стало ясным, что есть тактика, есть стратегия, есть определенные корма для определенных условий и так далее, и так далее. С того момента у нас кое-что начало получаться, мы уже входили в середину турнирной таблицы на некоторых водоемах. Самое первое крупное спортивное достижение – чемпионат Украины 2007 года на озере Барабой, мы заняли тогда 5 место на первом этапе и для нас это был очень хороший  результат. Мы поймали около 60 кг рыбы за трое суток, это было для нас вполне  прилично  на тот момент. Мы смогли занять первое место в одном из этапов чемпионата Украины на домашнем для нас водоеме Медвежка. Это было в 2008 году, первый турнир, который мы выиграли, знаменательная дата и в то же время грустная – начало войны в Южной Осетии. Почему он запомнился? Мы заняли первое место и впервые в своей карьере за трое суток поймали 113 кг рыбы и смогли обойти такие сильные команды как «Катран» (Одесса), «Серебряный ручей» (Харьков). Тогда мы думали, что уже все умеем. По прошествии времени стало ясно, что все-таки сработал сектор, который мы  вытащили, он, как правило, приносил очень хорошие результаты. Но в те дни мы этого не знали, думали, что уже научились ловить, а это был всего лишь жребий. Со временем, когда начиналось клубное движение,  решили создать «Макеевский Карповый Клуб»,  я вызвался попытаться организовать производство своих кормов, с целью экономить на рыбалке, хотелось, чтобы мы могли использовать неограниченное количество корма, по вменяемой цене, и при этом ловить не хуже. На тот момент у меня было свободное время, были свободные средства и я закупил первое необходимое оборудование, три размера роллов, шприц, тестомес, сделал какую-то примитивную сушилку. Следующим встал вопрос: «Из чего катать бойл?» По роду своей деятельности я работал в смежном направлении. У меня был доступ и возможность общаться с людьми, которые непосредственно занимались изготовлением кормов для производства рыбы, в том числе карповых. Первую информацию я получал от них, и первые смеси для меня делали они. Блин оказался комом,   шарики вышли не совсем удачными, это выяснилось в процессе сохранения формы бойла. То есть по питательности вопросов не было, потому что первые испытания продукта в  деле были  через неделю после того, как сошел лед на «Медвежке», и нам удалось поймать  несколько рыб. Причем по незнанию мы кидали 24-е растворимые бойлы в холодную воду 7-8 градусов, при этом, когда бойл растворялся до состояния 8-9 миллиметров, мы получали поклевки. Это вселило уверенность, что мы на правильном пути. И в этом же 2009 году мы поехали на свой первый клубный чемпионат Украины. Выступали очень сильные клубы, наша тройка барахталась, цеплялась за призовое место в группе, рядом стояли  очень сильные соседи, в целом выступление было не самым результативным, но тем не менее, какую-то рыбу мы ловили. Ну и само собой, как обычно бывает после первых неудачных выступлений, сдают нервы и Макеевский Карповый Клуб в том виде, в каком он создавался, распался. Но, так как оборудование и все остальное было приобретено мной, вопрос о том, у кого оно останется, у нас не возникал. Мне понравился сам процесс, и я решил это все делать для себя и дальше. То есть с того момента уже понял, что скорее всего не буду покупать  из кормов ничего готового,  буду все производить  самостоятельно. Стало очевидным, что можно хорошо сэкономить, по крайней мере, на прикормке. Со своим первым кормом я поехал уже не в составе клуба, а как отдельная двойка – команда «Трофей». Это был  Кубок Украины – озеро Каменка, тогда было поймано практически 400 кг рыбы. На этом озере соревновались команды, которые использовали румынские бойлы, на тот момент «Цензор»,  у всех остальных были или Richworth, или Dynamite, или какие-то самокаты,  тогда уже стало модно ловить на самокаты. На этом Кубке Украины мы выиграли, заняли первое место. Это был первый серьезный трофей, который наша команда завоевала. При этом при всем ни одного грамма или ни одного миллилитра покупного карпового питания мы не использовали, только на своем. Вот тогда это вселило уверенность, что все делаю правильно.  Когда я почувствовал, что основной бизнес  скорее всего  будет сворачиваться  и  что надо искать что-то другое, потому что мои партнеры решили прекратить свою деятельность, как раз в этот момент было принято решение, что наверное перейду-ка я к производству карпового питания. Мне это нравилось, практически любимое занятие, был необходимый минимальный набор для производства, и у меня было уже какое-то имя в Украине. Именно тогда я легализировал  бизнес, в  регистрации указана переработка сельхозпродукции, взял в аренду помещение, сделал профессиональную сушильную камеру, купил большие промышленные тестомесы, измельчители и так далее, в этом же году была зарегистрирована торговая марка, после чего,  уже официально,  я запустил производство кормов, которые мы начали продавать по всей Украине. Был создан интернет-магазин, в принципе я и попал в карпфишинг, именно в производство. Ну,  а дальше уже все пошло развиваться…

Алексей Гордеев. Так  случилось, что  пару  лет  назад  вам  пришлось  второй  раз  запускать  производство. С какими  трудностями  вы  столкнулись,  и  что удалось изменить  в  2018 году?

Александр Кубай.  В 2015 году мы вынуждены были перезапускать производство на новом месте, это пришлось делать с новым оборудованием, точнее не с новым, а с тем оборудованием, которое получилось найти.  В чем-то помогли товарищи, кое-что пришлось восстанавливать, кое-что пришлось докупать. То есть это был минимальный набор оборудования, с которым можно было делать определенную продукцию. В общем, перестраивали все и многое делали заново, к тому еще добавились нюансы в  том, что основные поставщики сырья, которые были у меня с момента возникновения торговой марки, все были из Донецка. Был определенный уровень качества, определенные запросы по сырью и так как пришлось открывать все на новом месте, оказалось, что с сырьем не так уже все и хорошо. И что самое плохое, именно в данном случае это то, что когда производишь карповое питание, то понимаешь, что после высыхания, точнее после производства, высыхания и прохождения определенного количества времени, ты понимаешь, что нужного качества нет. Пришлось восстанавливать заново рецептуру, подстраиваться под сырье, которое я приобретал. Был этап времени, когда приходилось перебирать поставщиков сырья, подстраивать сырье под то оборудования, которое было на тот момент в руках. Само собой, в этот момент очень сильно страдало качество, я это признаю, это было не самое хорошее время.  Были люди, которые с понимаем отнеслись к тому, что произошло, почему так произошло, какие причины были, а были люди, которые использовали данную ситуацию в своих корыстных целях. Но наконец-то у нас все возобновилось, сейчас качество восстановлено, я думаю,  оно даже лучше, чем в довоенное время. Мы смогли сделать отличный продукт с  хорошей достойной ценой, по которой основная масса рыболовов может позволить себе купить нормальный корм и поехать на рыбалку.

Алексей Гордеев.
На  рыбалку  или соревнования по ловле карповых обычно выезжают вдвоем. Но случается,  что даже  самые  крепкие  союзы распадаются.  Как  избежать,  или преодолеть  возможные  конфликты?
Александр Кубай. Вообще команда – это очень сложный союз, потому что люди разные, разные интересы, характеры, увлечения, возможности, в том числе физические, разная работоспособность, это все влияет, поэтому очень тяжело подстроиться. Как правило, именно крепость союза проверяется в условиях, когда команда проигрывает, когда выигрывает – все хорошо, никаких слабых сторон, никаких слабых звеньев в цепи практически нет, а вот когда вы проигрываете, тогда как раз этот союз и проверяется, и здесь  какой-то рецепт дать сложно. Его скорее всего нет. Это как и дружба, проверенная годами. У каждого человека есть сильные и слабые стороны, положительные и отрицательные качества. И  если положительные  побеждают, значит, с этим человеком я буду общаться, если начинает побеждать больше отрицательное, то есть накапливается больше негативная энергия, то рано или поздно она выходит наружу и из этого уже ничего хорошего не получится. Самое главное – должно быть терпение, а его нам не хватает. Поэтому рецепта, для того, чтобы сохранить союз или создать его изначально крепким – нет, скорее всего это должна быть другая модель, скорее всего должен быть тренер и наставник, то бишь тройка, но здесь очень тяжело дать совет, потому что даже самые крепкие союзы распадаются.

Назовите, пожалуйста, самые запоминающиеся сессии и самые любимые водоемы.

Александр Кубай. Сессий, которые запомнились, было очень много. Каждая по-своему была хороша, и первая десятка, и первая двадцатка, и первый выигранный турнир, и первая рыба, которая была поймана осознанно после определенных действий, от которых мы получили результат. Удачное открытие сезона, удачное закрытие сезона, биг фиш на турнире, есть что вспомнить. Сессию какую-то определенно не  выделишь, а вот самым любимым водоемом, скорее всего, я назову Шумбар, там мы были один раз и заняли на турнире четвертое место. Это было как путешествие на другую планету. Отношение администрации к самой рыбе, рыба интеллигентная, рыбалка – как преферанс, то есть не просто там двигать карты, а  думать  и  ловить тяжелую хорошую рыбу. Таким запомнился мне Шумбар. Еще один из любимых водоемов – это Ульяники в Киевской области, где была поймана первая двадцатка. Там очень много трофейной рыбы,  и  там мы снимали свои первые хорошие фильмы, которые  активно  смотрят в Youtube.  Судя по просмотрам и лайкам, людям  они нравятся.

Алексей Гордеев.  Что в вашем понимании правильный и честный карпфишинг?

Александр Кубай. Честный карпфишинг – это когда  ты должен быть честным сам перед собой. Другим ты можешь рассказывать, что отпускаешь рыбу, заботишься о ней, не травишь плохим кормом, но ты сам должен так действовать. Чем больше здоровой рыбы будет находиться в водоеме, тем лучше и рыболовам, и спортсменам, и  даже  производителям  карпового питания. Корм бесполезен там, где  нет рыбы. Честный карпфишинг – понятие все-таки уметь сберечь то, что ты ловишь, и скорее всего помочь другим понять, что такое честный и правильный карпфишинг. Если речь идет о спорте, то   честный  капрфишинг – это когда ты не используешь запрещенные приемы, о которых я слышал не раз. Некоторые бросают в расположенные рядом сектора какую-то гадость, чтобы они там не ловили, как бы случайно закидывают леску или оснастку к соседям, как бы невзначай цепляют оснастку и так далее. Мне кажется, слова «честный»  и «правильный» в этом случае будут неуместны. Важно быть порядочным во всем, то есть если ты будешь порядочным в карпфишинге, то ты наверное будешь порядочный в жизни и наоборот, если ты человек порядочный в жизни, то скорее всего карпфишинг будет отражением твоих принципов, и за это, скорее всего,  тебя будут уважать.

Большое спасибо!

Александр Кубай.

Взаимно! Всем ни хвоста ни чешуи и наслаждайтесь рыбалкой!

Алексей Гордеев и Александр Кубай специально для carpfishing-media.com

Использование материалов сайта без согласования с редакцией запрещено